Ефимов
Владимир Венидиктович
1949—2012

Человек, посвятившему жизнь наборному шрифту, дизайнер, педагог — Владимир Ефимов рисовал шрифты больше 30 лет. За это время он спроектировал сам и в соавторстве более 50 гарнитур шрифтов (около 250 начертаний).

В.В. Ефимов родился 6 мая 1949 года в Москве.
1962 — 1968 — Московская средняя художественная школа (МСХШ)
1968 — 1973 — Московский полиграфический институт
08.1973 — 11.1973 — художник отдела наборных шрифтов ВНИИ полиграфического машиностроения (ВНИИ Полиграфмаш, Москва)
1973 — 1974 — срочная служба в Вооружённых силах СССР
1975 — 1991 — старший художник, ведущий конструктор, ведущий художник-конструктор отдела наборных шрифтов ВНИИ полиграфического машиностроения (ВНИИ Полиграфмаш, Москва)
1992 — 1998 — художник компании «ПараГраф Интернэйшнл», Москва
1998 — 2012 — арт-директор компании «ПараТайп»

Помимо работы над собственными проектами и выполнения обязанностей арт-директора компании ПараТайп, Владимир Ефимов постоянно консультировал молодых дизайнеров и вёл большую педагогическую деятельность — читал лекции по истории и теории шрифта в вузах Москвы: МГХПУ им. С.Г. Строганова, в Высшей академической школе графического дизайна, в Британской высшей школе дизайна.

Творческий путь
Владимира Ефимова

Творчество Владимира Венедиктовича Ефимова имеет не только эстетическое, но и огромное практическое значение для России. Его шрифтами, установленными на компьютерах, сегодня работают аппараты Совета Федерации и Госдумы РФ, Правительства Москвы, республик Башкирии, Татарии, Калмыкии, Бурятии, Карелии и др., крупные отечественные издательства: «Эксмо», «ОЛМА-пресс», «Просвещение», «АСТ», «Искусство», «Комсомольская правда», телекомпании: «Первый канал», «ВГТРК», «Культура», «НТВ». Вместе с коллегами из компании ПараТайп, Владимир Ефимов приводил в жизнь дизайнерскую программу: «легальным образом преодолеть пропасть, отделившую мир кириллицы от мира латинских шрифтов», чтобы дизайнеры могли свободно пользоваться качественными шрифтами, ни в чем не ущемляя свободы творческого высказывания.

В названии своей статьи «Драматическая история кириллицы. Великий петровский перелом» Владимир Ефимов емко определил контекст судьбы не только российского шрифтового наследия, но, кажется, и собственной дизайнерской жизни.

Достижения
Владимира Ефимова

Владимир Ефимов — член Московского союза художников, Академии графического дизайна, Международной типографической ассоциации ATypI, член жюри и организатор нескольких конкурсов шрифтового дизайна, участник выставок и лауреат российских и международных конкурсов шрифта.

Шрифты Владимира Венедиктовича признаны профессиональным сообществом во всём мире и отмечены наградами многих выставок и конкурсов, в том числе дипломом Российской Академии художеств (2008), Гран-При Международной биеннале «Золотая пчела» (Москва, 1996), дипломом конкурса шрифтового дизайна TDС2 2000 (Нью-Йорк, 2000), юбилейной памятной медалью «Трёхсотлетие гражданского шрифта» (2008).

Шрифты
Владимира Ефимова

За время работы в ПараТайпе им было создано более 60 шрифтовых гарнитур (свыше 200 начертаний), в числе которых шрифты, известные сегодня, без особого преувеличения, любому пользователю персонального компьютера — Прагматика (1989 г.), «Эдвер Готик» (1989 г.), «Петербург» (1992 г.), «Октава» (1996 г.), «Ньютон» (1990 г.), «Дидона» (1992 г.), «Чартер» (1999 г.), «Киш» (1999 г.) и другие.

Основные шрифты:

  • Хинди-Каскад
  • Бенгальская-Каскад
  • Инди-Гротеск
  • Деванагари-Каскад
  • гарнитура Лазурского (адаптация для фотонабора и 2 полужирных начертания)
  • Энциклопедия-4 (совместно с И.С.Слуцкером)
  • ПТ Прагматика (1989 г.)
  • ПТ Прагматика Греческая
  • ПТ ЭдверГотик (1989 г.)
  • ПТ Футурис
  • ПТ Ньютон (ТаймсЕТ- совместно с А.В.Тарбеевым)
  • ПТ Ньютон Греческий
  • ПТ Петербург
  • ПТ Дидона

Кириллические версии шрифтов ITC:

  • ITC Авангард Готик
  • ITC Фэт Фэйс
  • ITC Цапф Чансери
  • ITC Машин
  • Neufville Futura

Книги
Владимира Ефимова

Владимир Ефимов — автор серии книг «Великие шрифты», посвященных истории наиболее выдающихся гарнитур, а также множества статей по шрифту и типографике. Кроме того, он был редактором нескольких переводных изданий, заложивших основы современного профессионального понимания шрифта и типографики, таких как, «Основы стиля в типографике» Роберта Брингхерста, «О шрифте» Эрика Шпикермана, «Облик книги» Яна Чихольда.

Друзья и коллеги
о Владимире Ефимове

«Эту утрату невозможно описать словами, — Владимир Венедиктович был эталоном профессионализма, его знания казались безграничными, а память бездонной. Он всегда приходил на выручку, у него были ответы на все вопросы и он щедро ими делился. Мы все учились у Ефимова, не всегда будучи его учениками — чему-то в шрифтах, чему-то в педагогике, чему-то в человеческом плане. Он был добр, мудр и отзывчив. Мы все пользовались хоть раз его шрифтами и будем пользоваться ими и в будущем — очень жаль что не появится новых, очень жаль что не будут написаны запланированные книги. В очень узкой и малочисленной профессии исчезновение человека такого уровня невосполнимо. Я скорблю и соболезную близким, коллегам, ученикам, себе самому».

руководитель специальности «Шрифт и типографика»
Илья Рудерман