2011 2012
Британская Высшая Школа Дизайна

Максим Жуков

Родился в 1943 г. в Москве. Ученик С.Б. Телингатера. Окончил Московский полиграфический институт в 1965 г. C 1962 г. работал главным образом над оформлением книг об искусстве, научно-технической литературы. Выступил инициатором внедрения в оформление изданий интегрально-структурного метода, принципов макетирования с использованием т.н. модульных систем верстки, а также классических пропорциональных систем.

Вместе с группой единомышленников (М.А. Аникстом, Н.И. Калининым, Ю.К. Курбатовым, А.Т. Троянкером и др.) внес значительный вклад в возрождение типографики в СССР, в практику оформления книги средствами типографского набора. В настоящее время специализируется в области многоязычной типографики, транснационального дизайна. В своей работе исследует и разрабатывает художественные ресурсы различных систем письменности (латиницы, кириллицы, арабской, китайской). Активно участвует в проектировании наборных шрифтов.

Работал в издательствах «Искусство» (1962–77) и «Мир» (1982–85) — штатно, а также — внештатно — во многих издательствах России. С 1977 по 1981 и с 1986 г. работает в Секретариате ООН (Нью-Йорк, США) над оформлением изданий и документов ООН. Консультант по дизайну компаний Adobe, ITC, Linotype, Microsoft, Monotype, ParaType, Font Bureau и др.

Содействует пропаганде исторического наследия кирилловской типографики, достижений русского шрифтового дизайна, восстановлению его связей с мировым процессом развития типографики. Организатор выставок «С. Телингатер: Графика» (1975), «Типографика СССР» (1985), «Каллиграфия СССР–США» (1990); конкурсов шрифтового дизайна «Кириллица’99» (1999), «Ти-Ди-Си22000» (2000), «буква:раз!» (2001).

Читал курс «Основы шрифтовой графики» в Московском полиграфическом институте (1984–85). Регулярно выступает с лекциями о типографике, каллиграфии, искусстве шрифта. Ведет курс «Международная типографика» в Парсонской школе дизайна (Parsons School of Design) и курс типографики повышенной сложности («Типографика II») в Куперовском союзе (The Cooper Union); оба ВУЗа находятся в Нью-Йорке.

Автор очерков и статей по вопросам шрифтового дизайна, типографики, оформлению книги. Участник сборников Typographic Communications Today (сост. Э. Готтшалл, 1989), Cross-Cultural Design (сост. Г. Стайнер, 1995); Language Culture Type (сост. Дж. Берри, 2002); автор исследований Typography: Polyglot (Typographia Polyglotta, 1991 и 1997, совместно с Дж. Сэйдеком), On the Peculiarities of Cyrillic Letterforms (1996); переводчик на русский язык книги Э. Рудера «Типографика» (1983).

Неоднократно отмечен дипломами и высшими наградами национальных и международных конкурсов искусства книги, типографики и графического дизайна. Член многих художественных обществ и ассоциаций. Член правления и представитель России в ATypI (Международной типографической ассоциации).